Магия Друидов

Лекция 29. Праздники - Белтайн

Кабинет МД
Для отличников
В Аргемону
Форум Аргемоны
Расписание
    Кабинет » 5 курс

Стихотворение «Бэльтайн», Смирнова Екатерина.

    Кабинет Магии Друидов был украшен различными цветами, что придавало ему праздничное и весеннее настроение.
    Наблюдая за учениками, Ари-Ювер размышляла над тем, как бы уместить достаточно большой материал лекции в небольшой промежуток времени.
    - Доброго всем времени суток! Вы, наверное, уже догадываетесь, какому празднику будет посвящена сегодняшняя лекция) Праздник Весны и… нет) не Труда)) Нового Года! Да, этот праздник у некоторых кельтских племен считался праздником, с которого начинался новый год. И так. Объектом нашей сегодняшней лекции является Белтайн

    В сети так же можно встретить такие названия как: Белтейн (Beltane, англ.), Бьялтане (Bealtaine, ирл), Бьялтинн (Bealltainn, шотл), Галан-Май (в Уэльсе).
    Слово (в самом простом переводе) происходит от «beal» - сияющий и «taine» - «огонь», то есть буквально «Белтайн» переводится как «Сияющий Огонь», но у континентальных кельтов существовал бог солнца Бел или Беленус, поэтому многие считают, что праздник посвящен именно ему. Соответственно, «Белтайн» можно перевести как «Огонь Бела».
    Еще праздник 1-го мая называли: Cétsamon - «Начало лета» (в Ирландии), Boaldyn и May Day (о. Мэн), Calan Mai и Calan Haf – «Майский день» и «Начало лета» (Валлийское), Kala Hañv – «Летнее собрание» (Бретонское), Calá M – «Первое Мая» (Корнуолл).

    Белтайн являлся вторым из двух самых основных и важных праздников кельтов. Праздновался он в ночь на 1 мая (в противоположность Самайну, который праздновался в ночь на 1 ноября). С Белтайна начиналась светлая половина года. Считается, что Парталон – первый житель Ирландии, вступил на ее землю именно 1 мая. Так же в Бельтайн прибыли и племена богини Дану. И в этот же день сыновья Миля захватили Ирландию.
    Основное торжество в древней Ирландии проходило на холме Уснех (Uisneach).
    Но стоит помнить, что Земля несколько изменила орбиту с того давнего времени, и календари у нас не очень совершенны, да и сами кельты могли связывать праздник не с конкретной датой, а с каким-нибудь явлением. Поэтому истинная дата Белтайна сейчас лежит где-то в промежутке между 1 и 5 мая.


    Самым важным ритуалом этого праздника, как и Самайна, является разжигание друидами двух больших костров на вершине холма вблизи селения.
    В Уэльсе обряд проводился следующим образом. Хворост из 9 разных деревьев собирали 9 мужчин селения (вероятно, самых выдающихся). Предварительно они убеждались, что ни у кого нет какого-либо железного предмета. Хворост складывался на вершине холма. Ветки хвороста складывали крест-накрест, вокруг места для костра рыли небольшой ров. Затем самый почетный человек селения с помощью двух дубовых щепок и путем трения разжигал огонь. Иногда разжигалось два костра рядом. Назывались костры «Coelcerth».
    В Шотландии так же разжигалось два костра. Причем один костер находился на земле, а второй на каменном возвышении – «carne». Огонь добывался все так же естественным способом (tein-oigin – «примитивный огонь»).

    В канун праздника «старый» огонь гасился во всех домах, скот выгонялся из стойбищ и гнался к кострам. Когда друиды заканчивали петь гимн богу Солнца, жители трижды обходили по рву костер и три раза прогоняли свой скот между двух костров, чтобы избавить животных от разных болезней и очиститься самим. От костра зажигались факелы, с которыми люди обходили свои поля и дома. От этих же факелов зажигали огонь в очагах.
    Зажечь свой очаг от священного огня было своего рода привилегией. Потому что те, кто не заплатил долги до праздника, был виновен в краже или иных преступлениях, не получали этого огня. В некоторых областях новый огонь нужно было выкупать у друидов или короля.

    В ночь Белтайна, как и в ночь Самайна, возле костра проводились различные игры. Например, на костре выпекалась большая овсяная лепешка. Ее делили на столько кусков, сколько было парней на празднике. Один из кусков закрашивали углем до черноты. Далее все куски скидывались в шапку, и каждый парень должен был, не глядя, вытащить кусок. Тот, кому «повезло» вытащить черный кусок считался «посвященным» и должен был либо прыгать три раза через костер, либо весь год носить обидную кличку «Cailleach bealtine», которую приближенно можно перевести как «первомайская старуха» (в других источниках – «мужик»). Так же «посвященного» могли символично бросить в костер или так же символично разрезать на части. К «посвященному» могли относиться неприязненно весь год либо вообще считать мертвым.
    В Уэльсе был подобный обычай, но пеклись круглые лепешки из овсяной муки. Особая лепешка делалась из непросеянной, бурой муки. Лепешки разламывались на четыре части и складывались в специальную сумочку для муки. Тот, кому доставался особый кусок, должен был три раза перепрыгнуть через костер или трижды пробежать между двух огней.
    Скорее всего, в более древних обрядах, человека действительно приносили в жертву богам. Жертва выбиралась либо из пленников, либо по жребию – тот самый черный кусочек пирога и есть жребий. Потом человеческие жертвы были заменены на животные (например, на о-ве Льюис приносили в жертву овцу), а еще позже от древних обрядов остались только игры, а в качестве жертвы выступал специально испеченный пирог.
    Все эти обряды были призваны для привлечения удачи людям на весь следующий год.

    На костре (праздничном или дополнительном) пекли праздничный пирог, называемый «гарниган» - «сделанный в ручную пирог». Есть упоминание о том, что пекся пирог между девятью и десятью часами утра. И тесто для него замешивалось на руках без применения каких-либо дополнительных предметов. После того, как пирог будет готов (он выпекался на камнях, расположенных рядом с костром), его можно было класть только на детскую ладошку, но не на стол или тарелку. Этот пирог мог быть как специальной жертвой, так и праздничной едой.

    Так как Белтайн – это праздник, с которого начиналась теплая половина года, то большое внимание уделялось восходу нового солнца. Восход солнца на утро Белтайна встречали обычно всем селением на вершине холма. Кроме того, в некоторых местах существовало поверье, что если кто до восхода солнца умоется росой, выпавшей 1-го мая, то он будет прекрасен весь год.


    Это был еще и праздник плодородия, где в качестве связи между Небом (мужское начало) и Землей (женское начало) выступало Майское дерево, которое устанавливалось в центре селения. Для этого Дерева в разных областях могли использовать березу, тополь, ясень.
    Майское дерево было обычным шестом, сделанным из ствола дерева, очищенного от веток. К верхушке шеста привязывали цветные ленты, держась за которые люди танцевали вокруг «дерева». Когда шест оказывался плотно завернутым лентами, движение танца начиналось в другую сторону – движение то в одну сторону, то в другую, символизировало перемещение энергии между Землей и Небом, благодаря которой все растет и развивается.

    Этот день не зря считался днем, когда сходятся мужское и женское начала. Белтайн считался благоприятным днем для совершения брака. В этот праздник совершались т.н. greenwood браки – «браки зеленого леса», когда незамужние парни и девушки уходили в лес и уединялись парами. Это было благоприятное время для зачатия ребенка.
    Так же на празднике выбирались Майский Король (мужчина, победивший в ритуальных состязаниях) и Майская Королева (самая красивая девушка селения). Между Королем, олицетворяющим природный дух, и Королевой, олицетворяющей природу и богиню плодородия, игралась символическая Майская Свадьба.

    Как и в любой священный праздник, необходимо было защищаться от злых духов. Такой защитой в Белтайн служили Майская ветвь, повешенная на дверь, и Майский Куст, который сажали во дворе и украшали. Эта Ветвь и Куст были сделаны из ветвей рябины.
    Одним из способов сохранения своего счастья на следующий год являлась охрана своей собственности в канун первого мая. Помните, на Самайн было принято давать что-то любому, кто попросит? Так вот, на Белтайн было все наоборот. В Шотландии был обычай, по которому, в канун 1-го мая нельзя было давать никому свою посуду или что-либо иное, иначе «это будет использовано для вынесения из дома дающего будущей прибыли». Так же нельзя было делиться продуктами, огнем или водой.
    В качестве оберега для домашнего скота над дверьми хлевов могли помещать кусочки ясеня либо ветка ясеня с зарубками (возможно, с огамической надписью). «Ясень в закромах, ведьмы – вон» - так говорили кельты.
    Ветки боярышника, украшавшие ворота в этот день, привлекали удовольствие и защиту, а так же давали надежду на лучшее.

    - Ну вот) Лекция окончена. Записывайте домашнее задание и можете отдыхать. Жду всех на следующей лекции)


Домашнее задание:

Вопрос 1. Найти (или написать свой вариант) девять пород деревьев, которые собирались для Костров. Как вы думаете, почему именно они? (0-3)

Вопрос 2. Вопрос-размышление. Как вы думаете, почему на Самайн было принято делиться всем, что ни попросят, а на Белтайн люди, наоборот, стремились ничего не отдавать? (0-4)

Вопрос 3. На выбор:
   а) Какие гадания устраивались в Белтайн? (0-3)
   б) Какие праздники были у других народов в конце апреля - начале мая? (0-3)

    Для написания хорошей домашней работы советую ознакомиться с разделом "На 12"
    Всем удачи.

   

(c) Ary-Juver. 2011