Магический Огам

Модуль 1. Лекция 1

Требования к контрольным
Библиотека МО
В Аргемону
КЦ Аргемоны
Расписание
   

    Всем доброго времени суток. Добро пожаловать на предмет Магический Огам. Сегодня мы начнем изучать то, что считается письменностью кельтских жрецов. Да, большую часть своих знаний жрецы хранили в своей памяти, но кое-что они, все же, записывали. А для этого нужен был хоть какой-то алфавит. Иногда считают, что друиды использовали скандинавские руны для письма и гадания, но это не совсем так - у них была своя система, называемая Огамом. Начнем мы как обычно с более общих вопросов кельтской письменности.

   Для более детального ознакомления с кельтской культурой можно прочитать лекции по Магии Друидов

Письменность

   
    Как было сказано выше, у кельтов не принято было делать много записей. А точнее этих записей практически не осталось – лишь какие-то непонятные насечки на камнях и странные деревянные палочки.
    Нельзя сказать, что кельты были столь отсталым народом, что не додумались до письменности. Нет, письменность у них была, причем, как своя, так и заимствованная у соседей.
    Наиболее древний алфавит – Огам, который мы будем рассматривать на протяжении всего курса. Но сегодня рассмотрим те алфавиты, которые были помимо Огама.

    Отмечается, что среди высших классов кельтов, живших в Галлии до римского завоевания, существовала относительная грамотность. Этому способствовали долгие торговые отношения с Грецией, которые восходят аж к VII веку до н.э.
    Кельты использовали греческие буквы для своих надписей. Так на одном железном мече, датируемом I веком до н.э. греческими буквами выдавлено кельтское имя Корисиос. Кельтские торговцы вполне могли использовать этот алфавит чтобы поддерживать связь с соседями – Грецией и Римом, но у касты жрецов имелся свой алфавит, причем не один.

    Кроме Огама, как тайного письма друидов, использовались еще несколько систем магического письма. Причем эти системы использовались бардами (каста жрецов состояла из друидов, филидов и бардов на островах и друидов, бардов, оватов на континенте). Одной из таких систем является т.н. «коэлбрен».

    Согласно легенде, буквы коэлбрена были изобретены Эйниганом Гавром (или Эйнигид Великан). Он изобрел буквы, чтобы сохранить память о делах своего отца – Хуона, сына Альсера. Ллевеллин Сион пишет:
    «Эйниган прибыл на остров Британию к родственникам своего отца и показал им свое искусство: они созвали совет и провозгласили его мудрейшим из мудрецов и стали именовать его Эйниген Wyddon (Эйниген Мудрый).»
    Произошло это в царствование британского короля Дунвалла Молмуция (430—390 гг. до н. э.) и первых букв коэлбрена было всего 16.

   
    Изначально буквы были простыми и угловатыми - как и Огам, буквы коэлбрена предназначались для резьбы на дереве или камне. И вполне возможно, что именно Огам послужил прототипом для коэлбрена (Огам возник раньше), хотя чувствуется влияние латинского алфавита и рунического письма германских племен.
    Если где-то на просторах всемирной «библиотеки» встретите упоминание, что надписи на Огаме встречаются вместе с рунами, то, скорее всего, этими «рунами» были буквы коэлбрена.

    Первые буквы записывались на деревянных дощечках, которые в те времена назывались «прен». Поэтому и сам алфавит получил название «коэлбрен», т.е. «дерево достоверности».
    Кстати, в некоторых словах валлийского языка можно найти связь между деревом, алфавитом и мудростью. Так с корнем wydd (дерево) связаны такие слова как: arwydd — знак; cyfarwydd — искусный, умелый; cyfarwyddyd — информация; cywydd — откровение; dedwydd — получивший знание; derwydd — друид; egwyddawr — алфавит; gwyddon — мудрец; и gwynwyddigion — обладатели священного знания.
    Как уже было сказано, коэлбрен был тайным алфавитом бардов. Но во время правления Бели Великого тайный алфавит стал доступен не только касте жрецов. Это произошло благодаря постановлению короля о том, что в стране не должно быть ни одного правителя, судьи или учителя, не умеющего читать и понимать значение коэлбрена.
    К моменту появления известного барда Талиесина (VI в н.э.) 16-тибуквенный коэлбрен был расширен до 18-тибуквенного. Позднее Талиесин расширил алфавит еще на 2 знака. Хотя по другой версии создателем двадцатибуквенного алфавита называется Ител Смуглый. Эти 20 букв оставались до появления в Британии латинского алфавита.
    Около 900 г. н.э. Герайнт, Синий бард, ввел в коэлбрен еще четыре вспомогательных знака, что позволило применять алфавит и для письма на бумаге. В то время коэлбреном пользовались для передачи секретных сообщений (все-таки не так много людей им владело), а так же вырезали на специальных гадательных кубиках.

    Двадцать четыре знака и использование как для передачи информации, так и для гадания… Ничего не напоминает?) Если напоминает, то вопрос в домашнем задании не покажется вам сложным)

   
    Окончательная версия коэлбрена из 38 букв была описана бардом Юани Макинллетским, а самый расцвет этого коэлбрена был в 1440-1480 годах. Причем действовало два варианта – 24-хбуквенный использовался для стандартного письма, а вот 38-мибуквенный использовался только для резьбы букв на дереве.

    Так как со временем коэлбрен стал доступен множеству людей, бардам пришлось придумывать дополнительные способы, чтобы обмениваться тайной информацией.
    Например, иногда для передачи информации использовались очень маленькие палочки (эбиллионы) длинной всего в палец, с зарубками, которые были понятны только своим. Такое «послание» нужно было еще и собрать, чтобы получились слова и фразы. Эти палочки назывались «Чарами (или Тайнами) Бардов».
    Подобные маленькие эбиллионы использовались и для гадания. Только на каждом кусочке дерева вырезалась всего одна буква. Как вариант, из деревянного прутика вырезался кубик, и на каждой грани кубика наносилась буква коэлбрена. Каждая грань имела свой цвет, чтобы ее можно было сразу распознать. Всего в наборе было четыре кубика (использовались 24 буквы коэлбрена) и назывался он Ладонный Коэлбрен – держа кубики на ладони и складывая буквы, барды могли обмениваться информацией.
    Вместо кубиков из дерева могли использоваться многогранные камешки. Система написания букв на камне называлась «коэлвайн».

    Простым коэлбреном были написаны целые книги. И весьма интересен способ «написания» букв, а так же устройство самой «книги».
        Обычно буквы вырезались на дереве, но процесс этот трудоемкий. Поэтому бардами был разработан способ выжигания символов с помощью железных штампов. Вот вам и первый «печатный станок» в Европе)) – ведь такой способ был известен в Британии еще до прихода туда римлян:
    Это было во времена Алира Лледиаиса (Лира Косноязычного, отца Бендигайдфрана или Брана Благословенного), когда был изобретен способ выжигания «cyrvens» железной печатью, а именно: на каждую букву имелась железка и, раскалив их докрасна, выжигали на «ebill», или деревянных дощечках, то, что требовалось; иногда буквы составлялись из точек, выжженных на дереве горячей вилкой.
    «Книга» представляла собой рамку, называемую «пейтинен», который чаще всего состоял из десяти горизонтальных прутков и четырех вертикальных. Искусством изготовления пейтинена должен был владеть любой бард.
    Для пейтинена использовались хорошо высушенные прутья орешника или рябины, называемые «эбиллионы» («ebill»), длина которых была около 30 см (локоть). Каждый прутик делили на четыре части (лучины), затем каждая лучина формовалась так, чтобы в сечении получался квадрат, после срезались углы (чтобы края знаков одной грани не переходили на другую грань).
    Подготовив палочки, приступали к вырезанию или выжиганию знаков (это могли быть буквы, цифры, ноты). Каждая палочка нумеровалась только с одной стороны – той, с которой нужно было начинать чтение. Когда заканчивалась первая сторона, прутик переворачивался по «ходу солнца» и записывание продолжалось.
    Каждый пейтинен состоял из десяти таких палочек со знаками. Если же нужно было больше палочек, но их количество было меньше десяти, то оставшиеся палочки включали в первый пейтинен.
    Когда весь текст был записан, начиналось изготовление четырех планок, на которые крепились эбиллионы. Эти четыре планки назывались «pill», а уже подготовленные для пейтинена (подогнанные под размер и с вырезанными углублениями) они назывались «пиллвид» («pillwydd»).
    На эбиллионах делалась специальная шейка, благодаря которой закрепленные в пиллвидах палочки могли свободно вращаться. Вся конструкция скреплялась веревками.

   
    Барды умели не только выжигать на деревянных дощечках, но и свободно владели письмом на других материалах. Если перечислять эти материалы, то можно выделить следующие:
    Дерево - те дощечки, которые рассмотрены выше. Письмена на дощечках называлось «древописью» (Coelbren y Beirdd).
    Пергамент - технику писания на свитках пергамента завез в Британию Бендигайдфран, который изучил методику создания свитков пергамента, находясь семь лет в плену у римлян. Когда он вернулся в Британию, то обучил местных писарей выделке козьих шкур для получения пергамента.
    Бумага - по преданиям бардов, впервые бумагу изготовил житель Константинополя Моран. Он измельчал лен и раскатывал его в тонкие бумажные листы. Но этот материал уступал по своим качествам следующему материалу.
    Плагауд. Плагауд – это растение из рода лилиецветных, завезенное из Индии. С ним производили те же действия, что и со льном. Но позже плагаудом стали называть материал из кожи, выделанной особым тайным способом. Некоторые связывают появление плагауда (растения) не с Индией, а с Египтом. В этом случае плагауд (материал) может быть идентичным папирусу.

     На этом мы закончим первую лекцию.


Вопросы для контрольной:

Вопрос 1. На какую буквенную систему похож 24-хбуквенный коэлбрен? Сравните эти два алфавита.

Вопрос 2. Как вы думаете, почему у бардов и друидов были разные тайные алфавиты? 

Вопрос 3. Приходилось ли вам составлять свой тайный алфавит? Если да, то по какому принципу или на основе чего он создавался? Если нет, то как бы вы создавали тайный алфавит, если бы понадобилось?

Вопрос 4. Исследовать любой другой древний алфавит и выявить его особенности.

   

(c) Ary-Juver. 2014